Расчет стоимости государственной экспертизы
проектной документации и результатов инженерных изысканий

Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий пришла в 2007 году на смену сложной процедуре, состоящей из множества ступеней системы экспертиз, которая работала в России на протяжении многих лет. Порядок организации и проведения в Российской Федерации государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий определен в «Положении об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» (далее «Положение об экспертизе»), которое утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 г. №145 (с изменениями и дополнениями). В этом документе также регламентирован порядок определения размера платы за проведение государственной экспертизы и порядок взимания этой платы.

Предмет государственной экспертизы – это оценка соответствия проектной документации, инженерных изысканий всем требованиям технических регламентов, включая экологические, санитарно-эпидемиологические требования, требования радиационной, ядерной, промышленной, пожарной и другой безопасности, а также требования государственной охраны предметов культурного наследия.

Согласно п.5 раздела I «Общие указания» «Положения об экспертизе» государственная экспертиза проводится в следующих случаях:

а) проектная документация и (или) инженерные изыскания выполнены в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

б) имеется совокупность следующих обстоятельств:

  • проведение государственной экспертизы или негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий является обязательным;
  • застройщиком или техническим заказчиком (далее - заявитель) принято решение о проведении государственной экспертизы (за исключением случая, указанного в подпункте "а" настоящего пункта);

в) проведение государственной экспертизы или негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий не является обязательным в соответствии с частями 2, 3 и 3.1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, однако заявителем принято решение о направлении проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий на государственную экспертизу.

Таким образом, проведение государственной экспертизы проектной документации строительства или реконструкции необходимо для:

  • объектов безопасности и обороны, других объектов, сведения о которых являются составляющей государственной тайны;
  • федеральных автомобильных дорог;
  • объектов:
    • на территориях консульств, посольств, представительств РФ за рубежом;
    • на территории исключительной экономической зоны РФ;
    • в территориальном море РФ, в морских внутренних водах;
    • на двух и более территориях субъектов РФ;
    • на территории континентального шельфа РФ;
  • объектов, деятельность которых, так или иначе, связана с обезвреживанием и размещением отходов, имеющих I-V класс опасности;
  • объектов культурного наследия (различных памятников культуры и истории) федерального значения (в том случае, если затрагиваются характеристики безопасности и надежности объекта при проведении работ);
  • объекты капитального строительства, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета (исключение составляют объекты, полномочия на государственную экспертизу переданы федеральным органами исполнительной власти на основании действующих указов Президента РФ);
  • технически сложных, уникальных, опасных объектов, указанных в ст. 48 1 «Градостроительного Кодекса РФ».

На основании п.8 раздела I «Общие указания» «Положения об экспертизе» экспертиза проектной документации не проводится в следующих случаях:

1) если для строительства или реконструкции не требуется получение разрешения на строительство;

2) проведения такой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы или негосударственной экспертизы и применяемой повторно (далее - типовая проектная документация), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства;

3) если при строительстве или реконструкции объекта капитального строительства применяется модификация проектной документации, в том числе в отношении отдельных разделов проектной документации, ранее получившей положительное заключение государственной экспертизы, не снижающая конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства;

4) в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования.

В случае если строительство объекта капитального строительства будет осуществляться с использованием типовой проектной документации или модификации такой проектной документации, результаты инженерных изысканий подлежат государственной экспертизе независимо от того, что государственная экспертиза проектной документации не проводится.

В соответствии с ФЗ государственная экспертиза в отношении инженерных изысканий и проектной документации не нужна таким объектам капитального строительства как:

  • отдельно стоящим жилым домам, имеющим не более 3 этажей, которые предназначены для проживания только 1 семьи;
  • многоквартирным домам, имеющим не более 3 этажей, состоящим из одного или нескольких, но не более 4, блок – секций, в каждом из которых имеется несколько квартир, помещение общего пользования и отдельный подъезд;
  • жилым домам, имеющим не больше 3 этажей, состоящим из блоков (не более 10), каждый из которых предназначается для проживания 1 семьи, имеет одну общую или несколько таких стен без проемов, расположен на отдельном участке земли;
  • отдельно стоящим объектам не более 2 этажей с общей площадью до 1500 кв.м., не предназначенных для осуществления производственной деятельности и проживания граждан, исключение составляют технически сложные, уникальные и опасные объекты;
  • отдельно стоящим объектам не более 2 этажей с общей площадью до 1500 кв.м., предназначенных для осуществления производственной деятельности с наличием или отсутствием санитарно-защитных зон, исключение составляют технически сложные, уникальные и опасные объекты.

Перечень документов, которые необходимо представлять для проведения государственной экспертизы как одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, так и по отдельности, приведен в разделе II вышеуказанного «Положения об экспертизе». А также в этом документе определены сроки и порядок:

  • проверки документов, представленных на экспертизу (раздел III);
  • проведения государственной экспертизы (раздел IV);
  • выдачи заявителю заключения государственной экспертизы (раздел V);
  • а также повторного проведения государственной экспертизы (раздел VI).

Так максимальный срок проведения экспертизы проектной документации установлен 60 дней.

В результате проведения государственной экспертизы проектной документации может быть получено положительное (заключение о соответствии) или отрицательное заключение (несоответствие проектной документации необходимым результатам инженерных изысканий и требованиям технических регламентов, и т.д.). В случае получения отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации, утверждение её застройщиком-инвестором и передача проектной документации в работу не возможна.

Отрицательное заключение заказчик или застройщик может оспорить в судебном порядке.

Повторная экспертиза проводится:

  • при необходимости разработки дополнительных разделов;
  • когда требуется коренное изменение отдельных разделов проекта;
  • при внесении корректировок в проектную документацию, которая ранее имела положительное заключение.

Повторная экспертиза проводится в том же порядке, что и первичная.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 года № 1487-р был утверждён План мероприятий (так называемая «дорожная карта») «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства». Реализация принятых мероприятий была призвана улучшить предпринимательский климат в сфере строительства, в том числе упростить и усовершенствовать административные процедуры на всех стадиях осуществления строительства, начиная от стадии подготовки градостроительной документации и заканчивая вводом в эксплуатацию объектов капитального строительства.

Наряду со многими другими мероприятиями «дорожной карты» предусматривалась поэтапная отмена обязательности экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации (за исключением особо опасных, технически сложных и уникальных объектов):

  • 1-й этап - многоквартирные жилые дома (с 1 января 2013 г.),
  • 2-й этап - прочие объекты капитального строительства (с 1 января 2014 г.).

В течение года после принятия этого распоряжения в профессиональном сообществе изыскателей, проектировщиков, строителей проходила острая дискуссия, в ходе которой высказывалась точка зрения, что процедуры проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, получения разрешения на строительство, осуществления государственного строительного надзора являются не административным барьером, а мерой по защите интересов общества.

Так, например, эксперты «Национального объединения организации экспертизы в строительстве» (НОЭКС) называют преждевременным вопрос о возможной отмене государственной экспертизы в строительстве, подчеркивая, что институт экспертизы остается фактически последним фильтром, который отсекает некачественную проектную документацию, предотвращая создание и последующую эксплуатацию объектов, которые могли бы нанести ущерб физическим и юридическим лицам.

В результате этой дискуссии мнение профессионалов было услышано и Правительством РФ 29 июля 2013 года было подписано распоряжение № 1336-р, где утверждён новый план мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. № 1487-р утратило силу.

Новая «дорожная карта» не предусматривает уход государства от участия в процедурах оформления разрешения на строительство, проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, осуществления государственного строительного надзора.

Таким образом, экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий остаётся неотъемлемой частью градостроительной деятельности. Именно в процессе экспертизы, государственной или негосударственной, обеспечивается защита общественных интересов. Интересы общества будут надёжно защищены путём проведения экспертами оценки соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценки соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

Рекомендуем ознакомиться:

  • Пошаговый пример, как определить размер платы за проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в программе СТ – СМЕТА ПИР
  • 2. Видеоурок по расчету стоимости государственной экспертизы.